Управление образования
Администрации Лутугинского района
Луганской Народной Республики

Управление образования г.Лутугино » Передовой педагогический опыт » Система работы по обобщению и презентации педагогического опыта в Лутугинском районе

Система работы по обобщению и презентации педагогического опыта в Лутугинском районе

Передовой опыт — это образовательная практика, дающая устойчиво высокие результаты

   М. Н. Скаткин 

 

 Работа по обобщению и презентации лучшего педагогического опыта — важный компонент деятельности методической службы, требующий  определенной системности, большое количество времени и профессионализма. 

     В Лутугинском районе сложилась своя система по обобщению опыта педагогов, которая существует ни один год, и не один месяц, имеет свои традиции и постоянно обновляется. Центральная роль в этой системе  отводится районному методическому совету, который определяет основные приоритеты деятельности.

Наиболее интересной и значимой формой работы является районная выставка-презентация инновационных идей «Педагогический Эверест». В этом году она проходила 13 раз! В ходе выставки работают инновационные мастерские, где педагоги или образовательные учреждения в целом презентуют свой опыт, и отбирают наиболее интересный для себя и трансформируют его дальше. На протяжении 13 лет менялись статусы, тематика, участники и подходы, новыми становились идеи, но в общем такая форма прочно прижилась в районе и стала традицией.  Материалы «Педагогического Эвереста» сохраняются в отделе методического сопровождения учебно-воспитательного процесса  и являются  частью Банка лучшего опыта педагогов района «Жемчужины педагогического мастерства». В ходе выставки определяется лучший, наиболее инновационный опыт, который должен пойти в массы.

По итогам выставки через месяц лучший опыт еще раз демонстрируется на Методической панораме для руководителей ОУ «К вершинам «Педагогического Эвереста». А дальше в каждом педагогическом коллективе на методических оперативках делается анонс лучшего опыта в районе «Эхо «Педагогического Эвереста».

Достаточно интересный опыт формируется в ходе работы районных творческих групп, который обобщается и анализируется на заседании  районной лаборатории «Инсайт».

Приведу несколько примеров:

Творческая группа учителей географии

–» Региональный компонент в преподавании географии (методический дайджест)»

Творческая группа практических психологов и социальных педагогов

— «Профилактика суицида детей и подростков» (медиасборник)

— «Одаренные дети­ — зона особого внимания современной школы» (психологические рекомендации)

Творческая группа учителей ОПК

— «Воспитание духовности: новые формы и методы» (электронный каталог)

Творческая группа учителей начальных классов

— «Региональный компонент курса «Окружающий мир» (электронный сборник)

— Информационно-компьютерные технологии на уроках «Окружающий мир» (медиакаталог)

— «Комплексные работы в начальной школе» (методический каталог)

— Методические разработки уроков по украинскому языку (3,4 класс) (по итогам работы районной творческой группы «Иду на урок»).

Сложилась хорошая традиция, когда опытом делятся экспериментальные и базовые  образовательные учреждения. Подведение итогов работы проходит на научно-практических конференциях, где собирается общественность, руководители ОУ, руководители методических объединений, даётся объективная оценка опыта, полученная в ходе эксперимента.

Говоря о презентации опыта хотелось  отметить, что наши педагоги делятся своими достижениями не только на уровне Республики, но и в Российской Федерации (Донецк, Санкт-Петербург, Липецк).

Активно работает районный консультационно-методический центр «Интеграция», который даёт возможность регулировать, корректировать данное направление деятельности.

Интересной формой работы является методический фестиваль «Творческий портрет учителя — мастера», который проходит на весенних каникулах. Педагоги, которые аттестуются на высшую категорию презентуют свой опыт на районном уровне. Здесь презентуется опыт как целостная система, так и  его элементы, отдельные компоненты (авторские программы, алгоритм учебной деятельности, эффективная система оценивания и т. д.).

      Система была бы неполной, если бы не показали руководящую и направляющую роль в данном вопросе ГОУ ДПО ЛНР «Республиканского центра развития образования». Это и конкурс профессионального мастерства «Педагог года Луганщины», это семинары-презентации опыта, и печатные издания, в том числе, «Педагогический Экспресс», и поездки в Российскую Федерацию, которые дают возможность «себя показать и на людей посмотреть» (как говорят в народе). Работая в данном направлении, четко прослеживаются не только положительные моменты, но и проблемы. И первая, это — последователи опыта? Да, мы много презентуем, много представляем, а сколько учителей используют это в своей деятельности? Даёт ли это дерево инноваций «цветы» и «плоды»? Как отследить результативность опыта? Есть ли четкие  критерии? А далее вытекает несколько проблем:

— низкий уровень мотивации педагогов к изучению к применению передового опыта;

— недостаточная компетентность руководителей, а именно отсутствие навыков и умений в отборе педагогического опыта, представлений о механизмах его внедрения, неумение переводить педагогические идеи в педагогические задачи.

К сожалению, мы часто видим невостребованность выявленного и оформленного опыта как внутри школы, так и за её пределами. В целом не все педагогические работники готовы к такому виду деятельности. Именно к таким выводам мы пришли, проводя ежегодные методические собеседования (анкетирования) по вопросу внедрения лучшего опыта в педагогических коллективах.

Познания в области педагогического опыта  у учителей фрагментарны, система не прослеживается, заинтересованность в изучении и внедрении опыта коллег часто не большая.

      Всё начинается в школе с учителя, с педагога. И деятельность по выявлению презентации лучшего опыта тоже. Работая в данном направлении,  выделяем три основные группы педагогов:

— педагог-мастер — свободно владеет технологией;

— педагог-новатор — не только свободно владеет технологией, но и привносит своё;

— педагог-исследователь — мастерство, новаторство, творчество, элементы исследовательской деятельности.

    Как найти этих педагогов? Как сними работать? Как стимулировать? Такие и многие другие вопросы задали мы себе, как руководители, как методисты, как люди, которые душой болеют за наше образование. Великий Гёте сказал: «Никакой опыт не опасен, если на него отважиться».

Я желаю, что бы у вас находились такие педагоги, которые отважились продуцировать и внедрять лучший опыт.

 

 

Лебедева В.А.,

начальник отдела методического сопровождения

  учебно-воспитательного процесса Управления образования АЛР ЛНР